Термин «путь героя» возник в результате анализа Джозефом Кэмпбеллом структуры разных мифов и создания им концепции «мономиф». Этот мономиф описывает стандартные испытания, которые проходит главный герой, чтобы в итоге достичь своей цели. По мнению Кэмпбэлла, в мифах отражается коллективное бессознательное, поэтому любая история (в том числе ваша презентация о компании), созданная по модели «путь героя», рождает сопричастность и обречена на успех.
Кэмбэлловский «путь героя» включает три основных стадии:
1️⃣Сначала должна состояться сепарация героя с социальным миром, разрушение социальной роли, конфликт с культурными традициями. Герой видит знаки, слышил зов и пускается в странствия с целью обретения себя.
2️⃣Потом наступает промежуточная стадия, в течение которой концепция новой жизни подвергается сомнению, критике, но при этом все-таки трансформирует геооя раз и навсегда. Все прежнее «умирает», чтобы герой переродился в новой ипостаси.
3️⃣Финальная стадия предполагает возвращение домой в новой роли, более масштабной и значимой (например, в роли бога или вождя).
Эти три стадии раскладывают на разные фреймворки (их около 12 вариантов), которые потом используют для сторителлинга. Да-да, сюжетные линии любого фильма построены на мономифе, иначе нам неинтересно. Самый известный фанат Кэмпбелла — Джордж Лукас и его «Звездные войны».
Так вот, компания Pixar («История игрушек», «Корпорация монстров», «В поисках Немо») использует такой вот нарратив:
👉🏻Герой обнаруживает себя в новых условиях жизни, в непонятных обстоятельствах, с которыми он в сильном моральном конфликте. Он пускается в путь, чтобы реализовать свою важную потребность: найти себе место в новом мире, примириться с новыми обстоятельствами. Всю дорогу герой пытается сопротивляться изменениям, у него ничего не выходит и в итоге случается инсайт: оказывается, что новый мир не враждебен и в нем можно даже остаться немного собой (хотя что-то все-таки надо поменять).
Компания Disney («Русалочка», «Алладин», «Король-лев», «Моана», «Фроузен») создает мультики по другому фреймворку:
👉🏻У главного героя рождается зов внутри, он чувствует, что он не такой как все с рождения. Он пускается в путь, полный надежды изменить мир, готовый ко всему новому. Конечно, он встречает кучу препятствий и порой падает духом, но в итоге находит надежду с помощью друзей и наконец-то меняет свою роль, переживает перерождение.
Мне кажется, эти два сценария очень характерно описываю в целом то, как по-разному люди проходят через изменения.